1. Адаптированные образовательные программыТТИ НИЯУ МИФИ для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
09.03.01 Информатика и вычислительная техника (нарушения слуха)
2. Образовательные программы ТТИ НИЯУ МИФИ, по которым организуется дистанционное обучение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
09.03.01 Информатика и вычислительная техника (нарушения слуха)
Обучение обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ТТИ НИЯУ МИФИ
В Трехгорном технологическом институте – филиале НИЯУ МИФИ созданы условия для получения образования обучающимися-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с соматическими заболеваниями.
В вузе реализуютсяадаптированные для обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательные программы, учитывающие специфику заболеваний.
Обучающиеся-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, как правило, обучаются в общих группах. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы, предусматривающие различные варианты проведения занятий: в образовательной организации или на дому с использованием дистанционных технологий. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны учебно-методические материалы, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов.
Для освоения дисциплины «Физическая культура» в ТТИ НИЯУ МИФИ установлен особый порядок. Обучающиеся-инвалиды по направлению медицинской комиссии направляются в группы специального отделения, где им предлагаются задания и специальный комплекс упражнений. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого обучающегося, при этом используется специальное спортивное оборудование, адаптированное для обучающихся с различными формами нарушений.
Обучающиеся-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться по образовательным программам высшего образования, реализуемым в ТТИ НИЯУ МИФИ с применением дистанционных образовательных технологий. Система дистанционного обучения ТТИ НИЯУ МИФИ в полной мере удовлетворяет рекомендациям Руководства по обеспечению доступности Web-контента (WCAG) 2.0 на уровне доступности «А».
Прохождение практики для обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется на основе индивидуализированного подхода, с учетом доступности мест прохождения практики. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций, профессионального вида деятельности и характера труда.
В локальных нормативных документах, регламентирующих учебный процесс (процедура текущего контроля успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация, прохождение практики, защита ВКР и др.) включены пункты, касающиеся организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в университете организовано психолого-педагогическое, социальное и медико-оздоровительное сопровождение, оказывается волонтерская помощь. К обучающимся-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья прикрепляются тьюторы, которые организуют процесс индивидуального обучения, а также волонтеры студенческих объединений, курирующие обучающихся как в учебное, так и во внеучебное время.
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах
Выпускникам-инвалидам оказывается содействие при их устройстве на специальные рабочие места через государственные центры занятости населения, проводятся встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, организуются экскурсии на предприятия.
Безбарьерная среда
В вузе созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. Присутствует стоянка транспортных средств с выделенными местами. Оборудована система сигнализации и оповещения лиц с ограниченными возможностями, способствующая обеспечению безопасности обучающихся в соответствии с СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004.
Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья
Система довузовской подготовки ТТИ НИЯУ МИФИ включает специальные программы дополнительного образования для абитуриентов-инвалидов, помощь в подборе профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Подготовительные курсы ТТИ НИЯУ МИФИ предлагает программы дистанционного обучения абитуриентов-инвалидов по профильным предметам, подготовке к сдаче ЕГЭ или к вступительным испытаниям.
Для абитуриентов-инвалидов проводится профориентационное тестирование, профориентационные мероприятия в рамках дней открытых дверей вуза, создаются специальные условия для участия в олимпиадах и конкурсах творческих и проектных работ.
Институтом ведется работа по взаимодействию с общеобразовательными школами регионов, специализированными коррекционными школами: даются консультации по вопросам приема и обучения, распространяются рекламно-информационные материалы.
Прием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется строго в соответствии с требованиями, закрепленными в Порядке приема в вузы, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Институт обладает необходимым набором технических, программных и материальных средств, необходимым для полноценного обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Аудитории оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными средствами и другими техническими средствами для обучающихся с нарушением слуха.
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями (далее-ЛОВЗ) | |
-наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) | Доступные входные группы. Центральный вход оборудован пандусом. Стоянка автомашин на территории учреждения предусмотрена. |
-наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) | Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категорий инвалидов: с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями. Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
-наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) | Санитарно-бытовые помещения: специально оборудованный санузел расположен в центре коридора, имеются поручни, специализированное сантехническое оборудование. |
-оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло (указатель выхода). |
2.Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ | |
-наличие адаптированного сайта (обязательно указать ссылку на сайт) | |
-наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ (обязательно указать ссылку на раздел сайта) | |
3.Система обучения инвалидов и ЛОВЗ в организации | |
-инклюзивная в общих группах | Да |
-специальная в специализированных группах | Нет |
-смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) | Нет |
-по индивидуальному учебному плану | Да |
-с применением дистанционных технологий | Да |
-наличие адаптированных образовательных программ | Да |
4.Техническое обеспечение образования | |
-использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. | Да |
-специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)Персональный компьютер. | Да |
-обеспечение возможности дистанционного обучения | Да |
-наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов | Нет |
-наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения | Нет |
-комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) | Нет |
-наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования | Да |
-наличие специальных технических средств обучения | Да |
-наличие электронных образовательных ресурсов | Да |
5.Кадровое обеспечение образования. | |
-наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и ЛОВЗ. | 18 сотрудников прошли курсы повышения квалификации по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, кв.м. | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями |
Библиотека | г. Трехгорный, ул. Мира, 17, каб. 114 | 102,6 кв.м | 20 | Расширенные дверные проемы, звукоусиливающая аппаратура, увеличенная площадь рабочего места |
Спортзал | г. Трехгорный, ул. Строителей, 10 | 279,4 кв.м. | - | Расширенные дверные проемы |
Буфет | г. Трехгорный, ул. Мира, 21 | 36 кв.м. | 20 | |
Медпункт | г. Трехгорный, ул. Мира, 17, каб. 101 | 30.4 кв.м. | - | Расширенные дверные проемы |
Наименование | Количество |
Наличие в образовательной организации электронной образовательной среды | Да |
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", к которым имеют доступ обучающиеся | |
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственным или на договорной основе) | 8 |
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов | 1 |
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов | 0 |
Наличие базы данных электронного каталога | Да |
Перечень электронных ресурсов
ЭБС Образовательно-издательский центр "Академия"
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»